8 (4922) 32-63-65
cxm-vl@yandex.ru
   

Новости

Владимирской капелле мальчиков — 30 лет
Материал газеты "Московский комсомолец" (Владимир)

3 декабря 2015 г.

Детский музыкальный коллектив был создан в областном центре в 1985 году на базе камерного хора

Интервью с художественным руководителем капеллы Еленой Маркиной

- Елена Владимировна, Владимирская капелла мальчиков — это один из брендов нашего города. Много ли у вас воспитанников, какую музыку они исполняют?

- Наша капелла ориентирована на симфоническую музыку. Дети кроме традиционных хоровых сочинений регулярно поют сложные программы с Губернаторским симфоническим оркестром под управлением Артема Эдуардовича Маркина. В настоящее время у нас около 100 детей. В концертном составе 28 девочек и 32 мальчика, остальные только учатся петь.

- То есть до участия в концерте нужно еще дорасти... Что же вы преподаете юным талантам?

- Естественно, нужно дорасти. Ребята должны освоить нотную грамоту, научиться правильно петь, правильно дышать, вести себя на сцене... Я занимаюсь организацией всего учебного процесса, а также преподаю сольфеджио, фортепиано и музыкальную литературу.

- С какого возраста принимаете учеников в капеллу?

- На сегодня самому младшему нашему ученику 4,5 года. А самый маленький ученик на моей памяти пришел в 4 года. Сейчас это уже взрослый солидный мужчина...

- Но насколько интересно 4-леткам исполнять симфоническую музыку?

- Мы начинаем не с симфонической музыки. В концертный состав дети переходят с 8-9 лет. А до этого постигают все азы сложной музыкальной науки, учатся пользоваться голосом. Чем раньше с детьми начинаешь заниматься, тем лучше потом результат. К нам приводят и ребят семи-восьмилетнего возраста. И в 10 лет приходят ученики. Но 4-5-летние малыши эмоционально, подсознательно легче и быстрее запоминают такие вещи, которые старшим детям объяснить гораздо сложнее...

- Когда у детей ломается голос, наверное, многим приходится забыть о вокальной карьере?

- Вовсе нет. Если с ребенком грамотно занимались и он научился владеть своим голосом, то процесс ломки, так называемая мутация, проходит безболезненно. Голос «опускается», и мальчики переходят во взрослый хор. У нас сейчас четыре таких воспитанника, им по 13-14 лет, и они пополнили ряды камерного хора. Им безумно нравится, что они теперь «взрослые». Вообще для многих наших выпускников музыка стала постоянной спутницей в жизни. Для одних — в профессиональной карьере музыканта, а для других — как замечательное хобби. В составе взрослого хора ЦКМ большая часть певцов — выпускники капеллы.



- Какую музыку исполняют юные таланты — участники концертов?

- Им удаются достаточно сложные полотна, в составе камерного хора с оркестром они пели финалы 9-й симфонии Бетховена, 1-й симфонии Скрябина, Эшпая, Мясковского, кантату «Москва» Чайковского, принимали участие в концертах Танеевского фестиваля, на открытии которого в составе сводного хора исполняли кантату «Памятник» Сергея Ивановича Танеева с симфоническим оркестром Мариинского театра под управлением маэстро Гергиева. Это величайший дирижер 20 и 21 века, легендарная личность, и петь под его руку, просто стоять с ним на одной сцене... думаю, это запомнится им на всю жизнь. Новый концертный сезон мы начали с «Симфонии Данте» Листа. Эта музыка написана не для детей, но есть традиция привлечения детских голосов в такую музыку, потому что они вносят в общее звучание особую струю: хрустальные, серебристые краски, которых нет у женщин и, естественно, у мужчин. Буквально на днях дети впервые исполняли с органом красивейшую музыку Эдуарда Артемьева, Джулио Каччини и современного сербского композитора Ивана Божичевича, а через неделю с оркестром будут исполнять маленькую кантату Георгия Свиридова на стихи Бориса Пастернака. Вообще, есть такое выражение: чтобы научить человека плавать, нужно бросить его в воду. Мы с головой погружаем детей в вокально-симфоническую музыку, и они пытаются «плыть» вместе с взрослыми артистами. И, смею утверждать, у них это прекрасно получается. Идея создания симфонической капеллы, безусловно, полностью принадлежит Артему Эдуардовичу Маркину, и, как любую свою идею, он ее уверенно проводит в жизнь. Я в данном случае — верный помощник.

- Где еще выступали, кроме ЦКМ?

- Если брать 30-летнюю историю капеллы, то мальчики были с концертами в нескольких европейских государствах. В последние два года мы ездим на фестивали по нашей стране. С удовольствием побывали на родине Свиридова, в городке Фатеж Курской области, где мальчики выступили на межрегиональном фестивале, посвященном 100-летию со дня рождения знаменитого композитора. А годом ранее пели на хоровом фестивале имени Льва Сивухина, который проводит Нижегородская государственная консерватория.

- Трудно ли сдать экзамены, чтобы приняли в капеллу?

- Вступительные экзамены — это скорее формальность. Мы берем практически всех, за редким исключением, потому что очень сложно определить при первом прослушивании, на что способен ребенок. Он может растеряться, петь всего одну ноту, а через полгода у него открывается вокальный талант. Здесь большую роль играет, конечно же, работа педагогов, а также желание и помощь родителей. Вступительное прослушивание у нас проводится в конце мая. Приглашаем на него всех желающих.

Аннета Татарникова


"Центр классической музыки" 2009 
Top.Mail.Ru © Разработка и продвижение сайта
«Студия Glory» 2009-2024