8 (4922) 32-63-65
cxm-vl@yandex.ru
   

Анонсы событий

В этом году открытие концертного сезона условно объединено скрещением нескольких юбилейных дат. Две из них общероссийского масштаба – 1150-летие Российской государственности и 200-летие Победы в Отечественной войне 1812 года. Третья – не такая громкая, не обещающая пышных торжеств, но важная для владимирских любителей классической музыки и самих музыкантов – 20-летие Центра классической музыки, созданного маэстро Эдуардом Маркиным под названием Центр хоровой музыки Владимиро-Суздальской Руси в 1992 году.

Программа концерта-открытия сезона объединит в себе праздничные, торжественные, державные и пронзительные произведения русских классиков – Михаила Глинки, Петра Чайковского, Сергея Рахманинова. В музыкальном вечере примут участие все коллективы Центра классической музыки под управлением Артема Маркина – Владимирский камерный хор, Владимирская капелла мальчиков и Владимирский Губернаторский симфонический оркестр.

Прологом к концертной программе станет "Торжественный коронационный марш для оркестра", написанный Петром Чайковским по просьбе Московского городского головы для коронационных торжеств императора Александра III.



К этому же событию русской истории 43-летним Чайковским, уже всемирно признанным композитором, автором многих сочинений разных жанров, высоко ценимым при дворе, было создано другое эпохальное произведение, также звучащее в концерте-открытии сезона – кантата «Москва» для меццо-сопрано, баритона, смешанного хора и оркестра.

Текст к этой кантате был написан маститым Аполлоном Майковым, широко известным своими стихами, как лирическими и пейзажными, так и историческими. Майков обратился к истории Москвы, связав ее с судьбами России:

«С мала ключика студена потекла река;
С невелика зачиналась каменна Москва.
Наезжали тут князья тешиться,
По темным лесам кабана травить,
В тихих заводях лебедей стрелять.
Гой, не туча в синем небе расстилалася,
Злы татары вал за валом по Руси валят...» —

так былинным зачином открывалось повествование о татарском иге, о борьбе за освобождение от него, о собирании земли русской. Заканчивается же оно прямым обращением к помазаннику объединить под своей рукой все православные страны и торжественным величанием государя, государыни, наследника и всех их верных слуг.

В письме к Н. Ф. фон Мекк, многие годы поддерживавшей его материально, Чайковский сообщал: «Мне очень помогло то обстоятельство, что слова кантаты, написанные Майковым, очень красивы и поэтичны... вся пьеса глубоко прочувствована и написана оригинально. В ней есть свежесть и искренность тона, давшая и мне возможность не только отделаться от трудной задачи кое-как, лишь бы было соблюдено приличие, но и вложить в мою музыку долю чувства, согретого чудесными стихами Майкова».




А еще через несколько дней композитор писал своему ученику, профессору консерватории Танееву: «Четыре недели тому назад я получил от Юргенсона предложение московских властей написать марш для коронационного праздника, который город дает государю. С величайшим отвращением принялся я за этот марш, решивши, что по многим причинам нельзя и неполитично отказать. Как вдруг новая обуза! Получаю от Коронационной комиссии текст кантаты Майкова, долженствующей быть спетой в Грановитой палате в день коронации во время обеда государя. Я пришел в совершенное отчаяние: требовалось сделать эту работу как можно скорее, и последним сроком присылки партитуры было назначено 17 апреля. Мне казалось, что невозможно условие это исполнить, но и на этот раз отказать очень не хотелось, и вот я принялся одновременно и марш и длинную кантату писать. К счастью, текст Майкова, очень поэтично написанный, облегчил задачу, и вот теперь уже кантата моя находится в Петербурге, а марш в Москве. Никогда еще ничего я так скоро не сделал, как эти две вещи. Кажется, могу беспристрастно оценить эти два произведения, сказав, что марш шумен, но плох, а кантата далеко не так плоха, как можно думать, судя по быстроте, с коей она написана».

Особенно вдохновил композитора эпизод, в котором молодой ратник обращается к Господу:

Мне ли, Господи, мне ль по силам Ты
Тяжкий крест даешь?
Не достоин я Твоей любви!
Разве Ты мне дашь силу крепкую,
Умудришь меня Ты своей мудростью.
Я ж как верный раб предаюсь Тебе
И готов в огонь и во всяку скорбь
Ибо дорог мне не земной почет,
А Христов венец.

15 мая кантата была исполнена в Грановитой палате московского Кремля под управлением Э. Ф. Направника. 21 июня Коронационная комиссия известила Чайковского, что за кантату и марш ему, по распоряжению царя, подносится подарок в 1500 рублей. К большому разочарованию композитора, это был не гонорар, а именно подарок — перстень с бриллиантами. Нуждаясь в деньгах, Чайковский заложил его в Кредитном обществе, получил ссуду в 375 рублей и тут же потерял и деньги и квитанцию, оставшись, как писал к фон Мекк, «ни с чем».

Продолжит концерт музыка Сергея Рахманинова – хоровой цикл «Три русские песни». Экскизы «Трёх русских песен» были сделаны Рахманиновым в 1916 году, а закончены они были только в эмиграции в 1926 году. Русские песни: "Через речку, речку быструю", "Ах ты, Ваня", "Белилицы, румяницы вы мои" проникнуты мыслями композитора о Родине, об Ивановке.



«Я — русский композитор, и моя родина наложила отпечаток на мой характер и мои взгляды. Моя музыка — это плод моего характера, и потому это русская музыка. Я никогда не старался намеренно писать именно русскую музыку или музыку ещё какого-либо другого рода.
На меня, несомненно, оказали огромное влияние Чайковский и Римский-Корсаков, но я никогда, насколько помню, не подражал никому. Единственное, что я стараюсь делать, когда я сочиняю, — это заставить её прямо и просто выражать то, что у меня на сердце. Любовь, горечь, печаль или религиозные настроения — всё это составляет содержание моей музыки», - писал Сергей Рахманинов. Всё это нашло отражение в «Трех русских песен» - музыкальном сгустке любви, горечи и тоски композитора по Родине.

Завершит концертную программу знаменитый вальс из оперы Михаила Глинки «Иван Сусанин».




Начало концерта – 18:30
Цена билета – 500 руб. (действуют льготы)

Билеты можно приобрести в кассе Центра классической музыки по адресу: ул. Большая Московская, 28 (тел. 32-54-95, 32-63-65) и магазине «МУЗЫКАНТ» - ул. Большая Московская, 16.

"Центр классической музыки" 2009 
Top.Mail.Ru © Разработка и продвижение сайта
«Студия Glory» 2009-2024