8 (4922) 32-63-65
   

Анонсы событий

«Я должен признаться, что вся моя музыка... является в первую очередь делом чувства и инстинкта. Не спрашивайте меня, почему я написал так или иначе. На все это можно дать лишь один ответ: как я чувствовал, так и писал. Пусть говорит сама за себя музыка. Надеюсь, она настолько ясна и сильна, что сумеет за себя постоять», - сказал классик XX века Бела Барток в одном из своих интервью.

Выдающийся венгерский композитор; художник-новатор, существенно обогативший музыкальный язык; блестящий пианист; ученый-исследователь мирового музыкального фольклора, собравший уникальные коллекции народных мелодий Европы, Азии и Африки и проводивший многолетние научные исследования песенного творчества народов мира, — таким вошел в историю мировой культуры Бела Барток.

Он родился 25 марта 1881 года в Австро-Венгрии, на современной территории Румынии. Его отец был директором местной сельскохозяйственной школы. Он играл на рояле, виолончели, сочинял музыку, основал местное музыкальное общество. Мать будущего композитора дала ребенку первые уроки музыки. По ее воспоминаниям, еще не умея говорить, в два с половиной года маленький Бела уже узнавал понравившуюся ему музыку. В три года малыш ритмично сопровождал игру матери, ударяя в барабан, в четыре года одним пальцем на рояле воспроизводил около сорока народных мелодий, а в семь лет у него обнаружился абсолютный слух, и с этого момента его стали обучать игре на фортепиано. Тогда же маленький Бела впервые услышал оркестр — в местной гостинице, во время взрослого застолья. Мать вспоминала, что мальчика поразила музыка увертюры к опере Россини «Семирамида». Бела был удивлен и огорчен тем, что взрослые продолжали есть и пить во время звучания такой прекрасной музыки.



Сочинять музыку Бела начал с 9 лет, двумя годами позднее он впервые и весьма успешно выступил перед публикой. В 1899-1903 гг. Барток — студент Будапештской музыкальной академии. В студенческие годы Барток много и с большим успехом выступал как пианист, создал немало сочинений, в которых заметно влияние его любимых в то время композиторов — И. Брамса, Р. Вагнера, Ф. Листа, Р. Штрауса. Блестяще окончив Музыкальную академию, Барток совершил ряд концертных поездок по странам Западной Европы.

В годы Первой мировой войны, как и многие прогрессивные деятели европейской культуры, Барток стоял на антивоенной позиции.

Венгерская революция 1919 года открыла перед Бартоком новые перспективы. Он чувствует, что, наконец, пришло время для осуществления его больших планов.

После падения пролетарской республики Барток начинает серьезно подумывать об эмиграции: «Я все жду и жду; но пока мы живем отрезанными, на осадном положении, даже нельзя пошевелиться. Насколько было можно, я уже интересовался о возможности жить в трех странах. Потому что здесь нельзя ни прожить, ни работать… не будет возможности по крайней мере 10 лет… здесь все на пути к гибели…»



Осенью 1940 года Барток из-за преследований венгерских фашистов эмигрировал в США. Добровольную эмиграцию он не считает окончательным решением, его постоянно занимает одна мысль: когда и как он сможет вернуться к себе на родину. «Из Венгрии прибывают крайне тяжелые вести: страшные разрушения, ужасная нищета, угрожающий хаос… Лишь одному богу известно, сколько нужно лет, чтобы эта страна хоть сколько-нибудь собралась бы с силами (если она вообще способна на это). А я тоже бы хотел вернуться домой, но вернуться окончательно» — пишет он в письме.

Он поселился в Нью-Йорке. Именно здесь в 1943 году по заказу Бостонского оркестра Бела Барток написал одно из своих величайших творений — Концерт для оркестра, который прозвучит в исполнении Владимирского Губернаторского оркестра под управлением Артема Маркина. Он был впервые исполнен в декабре 1944 года. По существу, произведение представляло собой симфонию для большого оркестра, состоявшую из пяти частей. Виртуозный характер, сложность ансамблевых диалогов, наличие тембровой полифонии ставят перед исполнителями труднейшие задачи. Барток дал краткое определение Концерту: "Общий характер произведения представляет собой - не считая "развлекательной" II части - постепенный переход от суровости I части и мрачной песни смерти III - к утверждению жизни в последней". В некоторых источниках указывается на сходство IV части Концерта с одной из тем Седьмой симфонии Д.Шостаковича. Обращение Бартока к «Ленинградской симфонии», по мнению их авторов, подтверждает наличие в Концерте для оркестра скрытой программы, связанной с темой войны.



…В апреле 1944 года Бартоку был поставлен страшный диагноз – лейкоз.
Он пишет завещание: «Мои похороны должны произойти самым скромным образом. А если вдруг после моей смерти захотят назвать моим именем улицу или установить мемориальную доску в мою честь, то мое желание таково: до тех пор, пока в Будапеште бывшая площадь Октогон и площадь Кёрёнд будут называться именами тех людей, в честь которых они названы сейчас (в знак своего глубокого презрения Барток не пишет имен Гитлера и Муссолини), далее, до тех пор, пока в Венгрии будет существовать улица или площадь, названная именами этих двух людей, не называть в стране моим именем ни площади, ни улицы, ни общественного здания; не устанавливать в мою честь мемориальных досок. Это завещание я писал и подписал собственноручно, и я еще раз подтверждаю, что все, заключенное в нем, является моей последней волей».

26 сентября 1945 года, Бела Барток скончался в Вестсайдском госпитале Нью-Йорка. На его похоронах присутствовали всего десять человек…

Продолжит программу вечера фортепианный концерт В.-А.Моцарта. В качестве солиста в Центре классической музыки впервые выступит молодой пианист Алексей Сычев.

Алексей Сычев родился 9 октября 1988 года в г. Липецке. Заниматься музыкой начал с 7 лет. В 10 лет сыграл Первый концерт Л. Бетховена с симфоническим оркестром Липецка и выиграл свой первый конкурс в Воронеже.

Алексей является лауреатом 23 международных и всероссийских конкурсов. Он - абсолютный победитель во всех номинациях, обладатель I премии в номинации фортепиано и специального приза Международного радиоконкурса молодых музыкантов Concertino Praga 2007,1 премии, премии прессы и публики Международного конкурса пианистов в Нидерландах, Энсхеде, 2006; Гран-при Всероссийского конкурса юных пианистов им. К.Н. Игумнова (2001), Липецк; Золотой медали Национальных Дельфийских игр России (2005); первых премий всероссийских конкурсов юных пианистов в Липецке (1999), Воронеже (1999, 2001), Международного конкурса юных пианистов «Маленький принц« в г. Геленджик (2000), второй премии Международных конкурсов пианистов в Италии (2001,2002, 2003), Германии (2004), Москве и других городах России.



Алексей является лауреатом премии Президента России по программе «Одаренные дети России* (2002, 2006,2007), стипендиатом Министерства культуры РФ (2000-2003), стипендиатом фонда М. Ростроповича, фонда К. Орбеляна.

Алексей Сычев гастролировал в Германии, Италии, Нидерландах, Китае, США, Японии, Франции, Чехии. Его выступления проходили на самых престижных концертных площадках столицы – в Большом зале Московской консерватории, в Международном Доме Музыки, Оружейной палате Московского Кремля, Храме Христа Спасителя.

В настоящее время Алексей Сычев - студент Московской государственной консерватории им. П. И. Чайковского, класс профессора, народного артиста России А. А. Наседкина.

Для первой встречи с владимирским слушателями молодой пианист избрал исполнение концерта № 20 В.-А. Моцарта для фортепиано с оркестром, который благодаря своему романтическому и страстному характеру принадлежит к числу самых популярных концертов композитора. Первая часть предвосхищает патетические страницы «Дон Жуана», третья – финал 40-й симфонии.



Партитура была окончена Моцартом 10 февраля 1785 года, а уже на следующий день композитор исполнял новое произведение в зале казино Мельгруб на открытии серии из шести концертов по подписке. Играть партию клавира, одновременно дирижируя, было его излюбленной формой появления на публике. Именно Моцарт в 1780-е годы совершил революцию, избавив фортепиано от роли аккомпаниатора (которую по традиции исполнял в оркестре клавесин и другие клавишные инструменты) и превратил его в настоящего солиста. Моцарт предназначал свои концерты для самой широкой публики. В письме к отцу он говорит: «Именно концерты являются чем-то средним между слишком трудным и слишком легким, в них много блеска, они приятны для слуха, но, конечно, не впадают в пустоту; кое-где сатисфакцию могут получить одни только знатоки – впрочем, незнатоки безотчетно должны быть довольны ими».

Начало – 18:30
Цена билета – 400 руб.

Билеты можно приобрести в кассе Центра классической музыки по адресу: ул. Большая Московская, 28 (тел. 32-27-71, 32-63-65) и магазине «МУЗЫКАНТ» - ул. Большая Московская, 16.

"Центр классической музыки" 2009 
Top.Mail.Ru © Разработка и продвижение сайта
«Студия Glory» 2009-2024