8 (4922) 32-63-65
   

Анонсы событий

Секстет «Воспоминание о Флоренции» для двух скрипок, двух альтов и двух виолончелей был написан в июне 1890 года. Флоренция – одно из мест, дорогих сердцу Чайковского. Композитор неоднократно бывал там.

Описывая в письме к брату Модесту Чайковскому процесс сочинения секстета, композитор признается: «Пишу с невероятной натугой, меня затрудняет не недостаток мыслей, а новость формы. Нужно шесть самостоятельных и притом однородных голосов. Это невероятно трудно».


Петр Чайковский

В ноябре 1890 года Секстет был исполнен в Петербурге у Чайковского, в номере гостиницы "Россия", в присутствии А.Глазунова, А.Лядова, Г.Лароша и других. После прослушивания Чайковский разочаровался в своем новом сочинении и тут же решил основательно переделать третью и четвертую части. Эта работа велась с большими перерывами, и свое намерение автору удалось осуществить лишь в январе 1892 года. Официальная премьера состоялась 24 ноября 1892 года в четвертом собрании Петербургского отделения Русского музыкального общества.



Композитор блестяще разрешил поставленную перед собой задачу, добившись почти оркестровой полнокровности и разнообразия. В Секстете соединились трагизм и беспокойство последнего периода творчества Чайковского и стремление к стихии народной, прежде всего — итальянской музыки.

В концертной программе секстет «Воспоминание о Флоренции» прозвучит в переложении для струнного оркестра.

Продолжит музыкальное путешествие исполнение «Пассакальи» австрийского композитора, дирижера и педагога Антона Веберна — одного из виднейших представителей «атональной» нововенской школы - творческого содружества А. Шёнберга и его венских учеников, а также их музыкальное наследие.



Антон Веберн




С 1908 Веберн работал как дирижёр в городах Австрии и Германии, а также в Праге. Руководил Венским рабочим певческим обществом. В 1928-38 — дирижёр австрийского радио, отстранён от этой должности после утверждения нацистского режима в Австрии. Приход Гитлера к власти сделал положение Веберна бедственным, трагическим. Он уже не имел возможности занимать какую-нибудь должность, у него почти не было учеников. В обстановке травли композиторов новой музыки как «дегенеративной» и «культур-большевистской» веберновская твердость а отстаивании идеалов высокого искусства стала моментом духовного сопротивления фашизму. Веберн не написал ни одной ноты в угоду установкам фашистских идеологов от искусства.





Жизнь Веберна оборвалась трагично в Миттерзиле, занятом в 1945 году американскими войсками. 15 сентября около 10 часов вечера, выйдя из дома, чтобы выкурить сигару, Веберн был застрелен из пистолета тремя выстрелами в упор солдатом (поваром) американской армии, по ошибке принявшим вспышку спички, зажжённой Веберном, за что-то другое. Повар оправдался тем, что стрелял в целях самообороны. Вдове Веберна пришлось доказывать американским властям в письменной форме, что её муж по состоянию здоровья и по своим принципам «не мог нападать на кого-либо, особенно на солдата».



В своем музыкальном новаторстве Веберн оказался самым смелым из композиторов нововенской школы. Именно веберновские художественные достижения оказали решающее влияние на новые тенденции музыки второй половины XX в. Французский авангардист, композитор и дирижер, П. Булез сказал даже, что Веберн — «единственное преддверие музыки будущего».

«Пассакалия для оркестра» - композиторский дебют Веберна. Без всякого предварительного развития Веберн пишет вполне совершенное произведение. Пассакалия, как того требует форма, - пьеса до последней ноты строго построенная, при этом бесконечно экспрессивная, красочная и отличающаяся серьезнейшим настроением.

Завершением вечера станет исполнение замечательным солистом пианистом Никитой Мндоянцем Второго фортепианного концерта Сергея Прокофьева.

«Никита Мндоянц является подлинным бриллиантом, украшающим нашу композиторскую и пианистическую школу. Он обладает редчайшим сочетанием творческого и исполнительского дарований», - говорил о молодом пианисте и композиторе Никите Мндоянце знаменитый мэтр композиции Тихон Хренников.


Никита Мндоянц

«Его музыкальность и одновременно виртуозное владение инструментом – производят неизгладимое впечатление. Чтобы он ни играл: Баха, Прокофьева или собственные произведения – ясность музыкальной мысли становится отчетливой и яркой именно благодаря мастерскому владению звуком. При этом чувствуется, что играет не просто исполнитель, а выдающийся музыкант», - вторит советскому классику французский кинематографист и музыкант Бруно Монсенжон.

Никита Мндоянц родился 31 марта 1989 г. в Москве в семье музыкантов. В 1995 г. поступил в ЦМШ при МГК им. П. И. Чайковского. С отличием окончил Московскую консерваторию (по классу композиции – у проф. А.В.Чайковского, по классу фортепиано – у проф. А.А. Мндоянца и проф. Н.А. Петрова).

Никита неоднократно становился победителем международных и национальных юношеских конкурсов как пианист и как композитор. В разные годы был стипендиатом многих международных благотворительных фондов: таких как «Новые имена», фонд В. Спивакова, фонд Н. Петрова, «Русское исполнительское искусство» и др.

В девятилетнем возрасте пианист сыграл свой первый сольный концерт в г. Хельсинки в зале Академии им. Я. Сибелиуса. Концерт был записан и издан на диске фирмой “Vista Vera”. Вслед за концертом в Хельсинки последовали его выступления в различных городах России, а также за рубежом: в Германии, Италии, Испании, Португалии, Польше, Латвии, Эстонии, Китае, Швейцарии, Израиле, Франции, США, Украине.

Никита Мндоянц выступает в лучших залах Москвы и Санкт-Петербурга, сотрудничает с ведущими оркестрами страны.

Во Владимире Никита Мндоянц выступает уже во второй раз. Для своего визита пианист избрал Второй фортепианный концерт Сергея Прокофьева – одно из любимых сочинений композитора. Прокофьев впервые сыграл его в конце летнего сезона 1913 года в Павловске. Премьера ознаменовалась «роскошным» скандалом: Прокофьева заклеймили как кубиста и футуриста. «Дикий» темперамент концерта оставил некоторых прогрессивных слушателей восхищёнными, тогда как остальные были напуганы новым для того времени стилем: «К черту эту футуристическую музыку», «Что он делает, высмеивает нас?», «Кошки на крыше лучше поют».


Сергей Прокофьев



Сергей Прокофьев в ответ на реакцию публики немедленно сделал «кубофутуристский» и чудовищно трудный для пианиста концерт своей визитной карточкой: играл его в Лондоне Дягилеву при первом знакомстве, а в 1915 году выбрал для официального дебюта в Риме. Когда Прокофьев эмигрировал, партитура осталась на родине (и до сих пор не найдена). В 1923 году композитор восстановил ее и вскоре издал концерт. Сегодня Второй фортепианный концерт Сергея Прокофьева – признанный шедевр жанра инструментального концерта.


Начало – 18:30
Цена билета – 300 руб. (льготная – 200 руб.)
Билеты можно приобрести в кассе Центра классической музыки по адресу: ул. Большая Московская, 28 (тел. 32-27-71, 32-63-65).

"Центр классической музыки" 2009 
Top.Mail.Ru © Разработка и продвижение сайта
«Студия Glory» 2009-2024