8 (4922) 32-63-65
   

Анонсы событий

В начале музыкального вечера владимирских слушателей ждет знакомство с "Вариациями "Энигма" крупнейшего английского композитора рубежа веков. "Элгар в английской музыке занимает то же место, что Бетховен в немецкой", - писал Бернард Шоу. Становление и расцвет его творчества тесно связаны с периодом наивысшего экономического и политического могущества Англии в правление королевы Виктории. Среди первого поколения композиторов английского Возрождения наиболее выдающаяся роль принадлежит Элгару, чье творчество ярко отражает оптимизм и устойчивость викторианской эпохи. В этом его сравнивают с писателем Р. Киплингом.

Родина Элгара — английская провинция, окрестности городка Вустер, недалеко от Бирмингема. Первые уроки музыки композитор получил от отца, органиста и содержателя музыкальной лавки. Азы профессии он постигал на практике. Лишь в 1882 году композитор сдал экстерном экзамены в лондонской Королевской академии музыки по классу скрипки и по музыкально-теоретическим предметам.



Уже в детстве композитор овладел игрой на многих инструментах. В 1885 году Элгар заменил отца на посту церковного органиста. Музыковеды считают, что значение Элгара для истории английской музыки определяется прежде всего двумя сочинениями: ораторией "Сон Геронтия" и симфоническими "Вариациями на загадочную тему". Их называют также "Энигма" - вариации. Или - "Вариации "Энигма". Enigma от латинского - загадка. Эти произведения стали вершинами английского музыкального романтизма.

По мнению специалистов, "Энигма" - вариации заложили первый камень в основание национального английского симфонизма, который до Элгара был наиболее уязвимой областью Британской музыкальной культуры. ""Энигма" - вариации свидетельствуют, что в лице Элгара страна обрела оркестрового композитора первой величины", — писал один из английских исследователей. "Загадка" вариаций состоит в том, что в них зашифрованы имена друзей композитора, скрыта от глаз и музыкальная тема цикла. Именно она была предметом споров и догадок. Многие музыканты выдвигали теории, что за мелодия это может быть. Но композитор не принял ни одну из версий, которые были выдвинуты при его жизни, и унес эту тайну с собой в вечность.

Творчество Элгара принадлежит к числу выдающихся явлений музыкального романтизма. Его музыка мелодически обаятельна, красочна. К началу XX века композитор приобрел европейскую известность. Среди исполнителей его сочинений были выдающиеся музыканты - дирижер X. Рихтер, скрипачи Ф. Крейслер и И. Менухин. Кстати, нередко, выступая за рубежом, композитор сам вставал за дирижерский пульт. В России произведения Элгара получили одобрение Н. Римского-Корсакова и А. Глазунова.

Элгар пережил свою славу, в конце жизни его имя стало легендой, живым символом и гордостью английской музыкальной культуры.

И завершит вечер концерт для оркестра «Озорные частушки» Родиона Щедрина. На первый взгляд может показаться, что «Озорные частушки» всего лишь блестящая пьеса для оркестра, в которой мастерски использованы незатейливые частушечные мотивы. Но даже при первом знакомстве поражает необычная манера, в какой эти мотивы поданы, необычайное их сочетание, противопоставление, благодаря чему эти мелодии живут, активно действуют, как бы дополняя друг друга. Небольшая симфоническая пьеса виртуозного характера представляет собой жанровые зарисовки сельского праздника.



Наряду с задорным весельем, неподдельным юмором и блеском, здесь присутствует и проникновенная лирика, мягкая и задумчивая. Но господствует, конечно, настроение веселья. По сути дела, произведение состоит из ряда танцевальных эпизодов, каждый из которых решается особым приемом. Щедрина не интересует фольклорная архаика. Он ищет источник вдохновения в современном творчестве народа. В этом эффектном музыкальном хороводе композитор с редкой изобретательностью обыгрывает частушечные попевки, их интонационные и ритмические особенности.

Главное же в том, что непостижимым образом из этих непритязательных мелодий создается образ завершенный, зримый, конкретный — то юношески озорной, даже задиристый, то лиричный. Все эти музыкальные темы, мотивы представляют фазу множество различных образов. Кажется, целое общество молодых людей, певцы и певуньи, сойдясь на деревенской околице или в клубе, где царит атмосфера живого состязания, соревнуются в импровизациях. Пришедшиеся не по вкусу академическим оркестровым музыкантам, «Частушки» вызывали горячий восторг у широкой публики, особенно на периферии. Из зарубежных музыкантов их играл американский дирижер и композитор Л.Бернстайн.

Начало концерта - 18:30.

Цена билета - 400 рублей, льготные - (дети, пенсионеры) - 300.

Билеты можно приобрести в кассе Центра классической музыки по адресу: ул. Большая Московская, 28 (тел. 32-27-71, 32-63-65).

"Центр классической музыки" 2009 
Top.Mail.Ru © Разработка и продвижение сайта
«Студия Glory» 2009-2024