Пятый день музыкального фестиваля, посвященного Сергею Ивановичу Танееву, будет отмечен один из самых замечательных сочинений композитора. Наши гости сыграют его Фортепианый квинтет. Это произведение музыковеды называют высшим достижением камерно-инструментальной музыки Танеева. Значительностью содержания, да и просто масштабами оно не совпадает с привычными тогда представлениями о жанре. Фактически, Танеевский Фортепианный квинтет - настоящая камерная симфония. Звучание цикла - 50 минут - на 10-12 минут превосходит даже капитальную Четвертую симфонию. Квинтет представляет собой четырехчастный цикл. Ему присущи глубина контрастов и многообразие в изображении действительности.
Исследователи говорят о том, что в Квинтете на разных уровнях и в разных сторонах содержания и оформления проявляется синтез романтического и классического начал. Характерные романтические эмоции органично включены в законченную образную концепцию, увенчанную апофеозом всеобщности и торжеством радости. Поэтому с особым смыслом звучат слова С.И. Танеева: "Вернуться к совершенству письма Моцарта, соединив его со всеми усовершенствованиями современной гармонии, приобрести утраченную впечатлительность к красоте и тонкости голосоведения - это есть идеал, к которому должен стремиться современный композитор...".
Облик квинтета соль минор, как и других циклов Танеева, определяется его музыкальными темами. Именно с их рождения, роста, преобразования, совершенствования и соотнесения друг с другом началась работа над квинтетом. Варианты основных тем, их шлифовка и контрапунктические сочетания занимают десятки листов. И окончательно сложившийся тематизм - результат целенаправленной работы.
Фортепианный квинтет остается одним из самых волнующих произведений Танеева. Выражение внутреннего мира человека ощущается в нем более непосредственно, чем в других циклах. По образности и языку он - подлинное явление своего времени, времени Рахманинова и Скрябина. И на пятый день Танеевского музыкального фестиваля он прозвучит в Центре классической музыки в исполнении выдающихся музыкантов.
Виолончелист Борис Андрианов в этом сезоне выступит во второй раз. На сегодняшний день он – один из ведущих российских музыкантов своего поколения. Он является вдохновителем и руководителем проекта "Поколение звезд", в рамках которого проводятся концерты молодых талантливых музыкантов в разных городах и регионах России, а также фестиваля виолончельного искусства "Посвящается Мстиславу Ростроповичу", арт-директором которого является.
Талант Бориса Андрианова был отмечен многими известными музыкантами. Даниил Шафран писал: «Борис Андрианов на сегодняшний день является одним из наиболее талантливых виолончелистов. Я не сомневаюсь в его большом будущем».
С 2005 года Борис Андрианов играет на уникальном инструменте работы Доменико Монтаньяна из Государственной коллекции уникальных музыкальных инструментов.
Альтист Даниил Гришин сегодня, несомненно, один из лидеров нового поколения музыкантов-исполнителей, играющих на альте. Глубокое понимание играемой музыки, вкус, живая эмоциональность, высокое профессиональное мастерство в сочетании с ярким артистизмом и особой исполнительской харизмой принесли Даниилу Гришину успех и заслуженное признание публики и критики. В 2002 году Гришин получил приглашение от Гидона Кремера занять место концертмейстера группы альтов в его знаменитом оркестре "Kremerata Baltica" и принять участие во всемирно известном музыкальном фестивале в Локкенхаузе (Lockenhaus, Австрия). В составе этого ансамбля Даниил работает и по сей день, выступая в лучших залах мира: Большом зале Московской консерватории, Сидней-опера, Токио-опера, Ла-Скала, Карнеги-холле, Концертгебау, Альберт-холле и многих других.
Скрипач Родион Петров учился в ЦМШ при МГК им. П.И. Чайковского и МССМШ им.Гнесиных. Окончил Высшую школу музыки им.королевы Софии в Мадриде и Московскую государственную консерваторию им. П.И. Чайковского. Родион - лауреат Международного конкурса им. Рудольфо Липицера (Италия, 1996, II Премия и пять специальных призов), Международного конкурса им. Паганини Италия, Генуя, 1997, II Премия), Международного конкурса «Valsesia Musica» (Италия, 2005, I Премия), Четвертого Московского Международного конкурса им. Паганини (2006, II Премия).
Граф Муржа - российский скрипач, заслуженный артист России. С 1990 года он регулярно выступает с сольными концертами и с симфоническими оркестрами России и Европы в качестве солиста в крупнейших залах России и Европы.
В репертуаре скрипача свыше 30 концертов с оркестром, среди них редко исполняемые произведения Е. Дохнаньи, Х. Бадингса, Г. Дмитриева, М. Носырева, Б. Бартока. С 2007 года скрипач является художественным руководителем фестиваля «Скрипка-бродяга» в Екатеринбурге. Граф Муржа записал 3 компакт-диска для компании грамзаписи Harmonia Mundi (фр.)русск., неоднократно сотрудничал с компаниями Alpha, Integral, Hanssler-Verlag, Naxos, Chant du Monde, Classical Records, Fuga Libera.
И безусловная звезда этого вечера - пианистка Полина Осетинская. Она, как и Борис Андрианов, выступит на нашей сцене в этом сезоне во второй раз. Впервые Полина выступила с сольным концертом в возрасте шести лет в Большом зале консерватории г. Вильнюса. В восемь лет состоялся дебют пианистки с оркестром - с камерным оркестром Литвы под управлением Саулюса Сондецкиса она исполнила Концерт ре минор Баха.
Полина Осетинская окончила школу-лицей при Петербургской консерватории, а затем и саму консерваторию (в классе Марины Вольф), прошла ассистентуру-стажировку в Московской консерватории у профессора Веры Горностаевой.
Пианистка выступала с Токийским филармоническим оркестром, Симфоническим оркестром Веймарской национальной оперы, Заслуженным коллективом России Академическим симфоническим оркестром Санкт-Петербургской филармонии, Государственным академическим симфоническим оркестром им. Е.Ф. Светланова, оркестрами «Виртуозы Москвы», «Новая Россия» и «Европейская симфониетта» и другими коллективами.
Музыка Полины Осетинской – изысканная, душевная, проникновенная. Записи пианистки есть на многих лейблах, в их числе Naxos, Sony Music, Bel Air. «Ювелирное мастерство. В ее тонкой, если не сказать рафинированной, интерпретации композитор предстал философом-интеллектуалом… и именно благодаря таким вдумчивым и критическим интерпретациям, какую предложила Полина Осетинская, музыка Шостаковича остается актуальным и даже злободневным искусством», — эти слова из рецензии красноречиво характеризуют значение творчества талантливой российской пианистки в современном музыкальном мире.
Начало концерта – 18:30.
Цена билета - 400 рублей, льготные - (дети, пенсионеры) - 250 рублей.
Билеты можно приобрести в кассе Центра классической музыки по адресу: ул. Большая Московская, 28 (тел. 32-27-71, 32-63-65).