8 (4922) 32-63-65
cxm-vl@yandex.ru
   

Анонсы событий

В настоящее время музыкальное наследие Мясковского не пользуется особой известностью и популярностью. Работая на стыке различных течений, композитор не был полностью признан ни радикальными модернистами, ни сторонниками классического романтизма XIX века. Музыковеды считают: причина невысокой популярности композитора кроется в том, что для одних он слишком тяжел и авангарден, а для других - чересчур консервативен.

И тем не менее, Мстислав Ростропович назвал Виолончельный концерт Мясковского среди десяти своих любимейших произведений, когда-либо написанных для этого инструмента, а дирижер Евгений Светланов, сделавший в 1991-1993 годах запись всех симфонических произведений Мясковского, назвал композитора прямым наследником русских классиков XIX века. Для Ростроповича Мясковским написана Вторая виолончельная соната.

Николай Мясковскиий - выдающийся композитор, педагог и музыкальный критик, доктор искусствоведения, народный артист СССР, лауреат пяти Сталинских премий (1941, 1946 - дважды, 1950, 1951 - посмертно). За время преподавания в Московской консерватории он воспитал многих композиторов, среди которых - Кабалевский, Козловский, Локшин, Мокроусов,Мосолов, Мурадели, Оборин, Пейко, Фейгин, Шебалин, Хачатурян, Чайковский, Фере. Несмотря на разность дарований и увлечений, каждый из учеников Мясковского нашел свой стиль, жанр и интонацию.



По воспоминаниям учеников, Николай Яковлевич был добрым, отзывчивым человеком, никогда не позволявшим себе грубости. Эрудиция, наблюдательность и точность его замечаний восхищали не одно поколение музыкантов. Дарование Мясковского-педагога, его умение услышать, "схватить" самое главное в сочинении, увидеть и достоинства, и недостатки, ценили не только ученики, но и коллеги, обращавшиеся к нему за советами - Прокофьев, Шостакович, Вайнберг и многие другие.

На закрытии сезона в исполнении Владимирского Губернаторского симфонического оркестра прозвучит Шестая симфония Николая Мясковского. Композитор написал ее в 1923 году в память об отце, смерть которого была очень трагичной. Симфония имела такой успех, что о ней заговорили как о первой симфонии после Чайковского, достойной носить название Шестой. Премьера сочинения состоялась в Москве, в 1924 году она прозвучала и в Америке - Нью-Йорк, Филадельфия, Чикаго. Исполнялось это произведение и в Европе - в Вене и Лондоне. Успех Шестой симфонии был чрезвычайно велик как в СССР, так и за рубежом. Американская критика называла симфонию "самым убедительным сочинением в классической симфонической форме".

Ни один замысел Мясковский не вынашивал так мучительно и долго, как Шестую симфонию. В начале 1921 года он сделал наброски. К лету 1922 года они, наконец, были доработаны, и в Клину, в доме-музее П. И. Чайковского, куда Мясковский был приглашен летом 1922 года, композитор начал инструментовку симфонии. Завершена же партитура была только в 1923 году. Шестая симфония — самое сложное, многоплановое и монументальное произведение Мясковского. Шестая симфония Мясковского, по мнению многочисленных музыкальных критиков, одна из самых сильных русских симфоний вообще. Симфония волнует и захватывает глубиной и покоряющей искренностью чувств. Она трагедийна в том высоком смысле, на который обращал внимание еще Аристотель, утверждая, что "трагедия возвышает душу человека".

Вот что писал музыковед В.М. Беляев в письме к одному из своих друзей на следующий день после того, как 4 мая 1924 года в Большом театре под управлением Н.С. Голованова впервые прозвучало это произведение: "Симфония имела потрясающий успех. В течение почти четверти часа публика понапрасну вызывала скрывшегося автора, но все-таки добилась своего, и автор появился. Его вызывали раз семь и поднесли ему большой лавровый венок. Некоторые видные музыканты плакали, а некоторые говорили, что после Шестой симфонии Чайковского это первая симфония, которая достойна этого названия..."

А вскоре музыка Мясковского была названа мрачной и недостаточно оптимистической. Его произведения были охарактеризованы как "философские бредни, чуждые рабочему классу", а кантата "Кремль ночью" вызвала шквал критики за подачу образа Сталина с атрибутами восточного деспота и двусмысленность текста. Произведения композитора, за редким исключением, перестали исполняться в СССР. Несмотря на это, он продолжал сочинять. В конце 1948 года Мясковский представил Симфонию № 26 на темы древнерусских знаменных распевов - она была безжалостно раскритикована и более не исполнялась.

В том же году композитор открыто встал в музыкальную оппозицию, защищая своих коллег Прокофьева, Шостаковича и Хачатуряна.

Последние два года жизни Мясковский провел на даче, приводя в порядок свои сочинения и работая над последней, 27-й, симфонией. В конце 1949 года он уничтожил свой личный дневник, часть ранних фортепианных сонат и почти все романсы, написанные в 1906-1914 годах. Похоронен Николай Мясковский на Новодевичьем кладбище рядом с могилами А. Н. Скрябина и С. И. Танеева.

Стиль музыки Мясковского суров и одновременно красив и лиричен. В его творчестве собственные музыкальные идеи композитора органично взаимосвязаны с элементами позднего романтизма Чайковского, модернизма Стравинского и Прокофьева, импрессионизма Дебюсси. Также заметно влияние Н. А. Римского-Корсакова и А. Н. Скрябина.

Монументально-трагическая Шестая симфония, написанная в память об отце (1923), отразила трагедию русского народа, расколотого гражданской войной. Как символ нового, социального раскола XX века в России, в её финале звучит мрачный старообрядческий хор.

Вот что Сергей Прокофьев писал о композиторе: "В нем больше от философа - его музыка мудра, страстна, мрачна и самоуглублённа. Он близок в этом Чайковскому и думаю, что является, по сути, его наследником в русской музыке. Музыка Мясковского достигает истинных глубин выразительности и красоты". Шостакович отзывался о Мясковском как о крупнейшем после Малера симфонисте, среди произведений которого целый ряд является просто шедеврами симфонического искусства.

В концерте примут участие все хоровые коллективы Центра классической музыки - Владимирский камерный хор, Владимирская капелла мальчиков и Хор девочек ЦКМ.

Начало концерта – 18:30.

Цена билета - 400 рублей, льготные - (дети, пенсионеры) - 300 рублей.

Билеты можно приобрести в кассе Центра классической музыки по адресу: ул. Большая Московская, 28 (тел. 32-27-71, 32-63-65).




"Центр классической музыки" 2009 
Top.Mail.Ru © Разработка и продвижение сайта
«Студия Glory» 2009-2024