8 (4922) 32-63-65
   

Анонсы событий



Начнется это первое осеннее выступление увертюрой "Кориолан". Она была написана Бетховеном в 1807 году под впечатлением одноименной трагедии австрийского драматурга Генриха-Иозефа Коллина. В ее основе лежит история жившего в V веке до н.э. римского полководца Гая Марция, прозванного Кориоланом. Она была изложена знаменитым греческим историком Плутархом в "Сравнительных жизнеописаниях" - книге, которой Бетховен восхищался.



Композитор, бесспорно, был увлечен трагической фигурой Кориолана, человека, заставившего трепетать перед собой родной Рим. Изгнанный из города и охваченный жаждой мести, он приводит под римские стены огромное войско. Кориолан непреклонен к мольбам сограждан, но не в силах противостоять просьбам матери и жены. Гордый и непримиримый, Кориолан не находит иного выхода, кроме самоубийства. Эта острая психологическая коллизия стала отправной точкой музыкальной "драмы".

Противоречия, раздирающие душу Кориолана, нашли выражение в первой же теме, сочетающей порывистое движение вперед и пересекающие его резкие, как сабельный удар, аккорды оркестра. Стремление и непреодолимая преграда - таков смысл этого музыкального образа. Начало увертюры вводит слушателя в мир мучительных противоречий, полных драматизма переживаний. Их острота оттенена второй темой, певучей и женственной, содержащей интонацию мольбы, мягкой, но настойчивой просьбы. Строение увертюры отмечено особой слитностью разделов. Вся она пронизана единой линией музыкального развития, колеблющегося между смятением и вспышками гнева, отчаяния. Эмоциональная напряженность музыки достигает высшего предела в репризе. Вновь возникают могучие звучания начала увертюры, но постепенно они утихают. Порывистый лейтмотив героя замедляет свой "бег" и словно обессиленный "умирает". Увертюра заканчивается едва слышным pizzicato струнных.

Надо отметить, что с именем Бетховена связано рождение нового симфонического жанра - программной увертюры, которая в свою очередь дала жизнь большой разветвленной семье одночастных программных произведений, получивших в дальнейшем наименование поэм, фантазий, картин и т.п. Созданные первоначально как музыкальные вступления к театральным спектаклям, увертюры Бетховена превратились в самостоятельные симфонические произведения, своего рода лаконичные инструментальные драмы.

Во второй части вечера прозвучит Концерт для фортепиано с оркестром No 5 ми-бемоль мажор, соч. 73. Концерт, пизвестный под названием "Император". Он был написан Бетховеном между 1809 и 1811 годами в Вене и посвящен эрцгерцогу Рудольфу Австрийскому, покровителю и ученику Бетховена. Первое исполнение состоялось 28 ноября в 1811 году в Лейпциге. В 1812 году сочинение исполнил ученик композитора Карл Черни в Вене.

Пятый концерт - это колоссальное сочинение, наполненное глубокими мыслями и переживаниями, масштабность которого раскрывается с первой же фразы, порученной фортепиано. В нем сочетаются характерные для музыки Бетховена мощь и нежность, сила и покой.

Начало концерта – 18:30.

Цена билета - 400 рублей, льготные - (дети, пенсионеры) - 250 рублей.

Билеты можно приобрести в кассе Центра классической музыки по адресу: ул. Большая Московская, 28 (тел. 32-27-71, 32-63-65).

"Центр классической музыки" 2009 
Top.Mail.Ru © Разработка и продвижение сайта
«Студия Glory» 2009-2024