8 (4922) 32-63-65
   

Анонсы событий

Симфония No 40 была закончена Моцартом в 1788 году, а незадолго до своей смерти, композитор создал ее вторую редакцию, добавив в партитуру кларнеты. "Достичь небес - это нечто прекрасное и возвышенное, но и на милой земле несравненно прекрасна жизнь. Поэтому оставьте нас быть людьми" - эти слова композитора раскрывают его творческое кредо.
По замечанию критиков, моцартовские симфонии - настоящие инструментальные драмы. От них - прямой путь к симфониям Бетховена и откровениям композиторов-романтиков. Л. Бернстайн, выдающийся американский композитор и дирижер ХХ века, писал: "Музыка Моцарта переступила пределы своего времени. Она обращена назад - к Баху и вперед - к Бетховену, Шопену, Шуберту... Верди и даже к Вагнеру.



Моцарт - это сама музыка; что бы вы ни пожелали найти в музыке, вы найдете у Моцарта... Моцарт... дух милосердия, всеобщей любви, даже страдания - дух, который не знает возраста, который принадлежит вечности".
В 1788 году Моцарт сочиняет три симфонии - No 39, 40, 41. Через три года жизнь его трагически оборвется. Этим грандиозным симфоническим циклом композитор словно венчает свое творчество. Увлеченность и страстность, с которой Моцарт предавался сочинению, выражена в письме к отцу: "Я всецело поглощен музыкой, я занимаюсь ею весь день, все время размышляю о ней, постоянно разучиваю, обдумываю ее…"
Музыка Сороковой симфонии с первых звуков захватывает слушателя удивительной искренностью. У многих людей создается впечатление, что для ее понимания не надо прикладывать никаких усилий, что все в ней предельно ясно и просто. Однако эта симфония едва ли не самое трагичное произведение XVIII века. Автор размышляет в ней о несовершенстве мира, о невозможности разрешения жизненных конфликтов.
Но самое главное, что делает эту музыку столь популярной, это простота выражения трагического ее содержания. Как будто сам Моцарт, глядя сверху на эту скорбь, видит красоту самой жизни, человеческих чувств в их разнообразии и напряженности и изливает эти впечатления в музыке.



Вторую часть концерта продолжит Пятая симфония Чайковского. В ней также ставятся глубокие философские вопросы, открывается тема судьбы и рока, сам автор писал: "Мотив всех умствований - есть чисто личное чувство уходящей жизни и страх смерти". По этим словам можно увидеть, в каком душевном напряжени работал Чайковский.
Премьера Пятой симфонии состоялась 17 ноября 1888 года в Петербурге, дирижировал сам автор, отзывы критиков были не однозначны. Чайковский считал Пятую симфонию слабее предыдущей, а поэтому и не удавшейся, в частности из письма к Н. Ф. фон Мекк: "Сыграв мою новую симфонию два раза в Петербурге и раз в Праге, я пришел к убеждению, что симфония эта неудачна. Есть в ней что-то такое отталкивающее, какой-то излишек пестроты и неискренности, деланности. И публика инстинктивно сознает это. Мне было очень ясно, что овации, коих я был предметом, относились к моей предыдущей деятельности, а сама симфония неспособна увлекать или, по крайней мере, нравиться. Сознание всего этого причиняет мне острое, мучительное чувство недовольства самим собою. Неужели я уже, как говорится, исписался, и теперь могу только повторяться и подделываться под свою прежнюю манеру?"
Но так или иначе мысль Чайковского в Пятой симфонии вращается вокруг "вечных вопросов бытия". В записной книжке композитора есть литературная программа для симфонии: "Полнейшее преклонение перед судьбой, или, что то же, перед неисповедимым предначертанием провидения... Ропот, сомнения, жалобы, упреки к ...ХХХ. не броситься ли в объятия веры".
Вот уже более ста лет выдающиеся дирижеры пытаются открыть тайный смысл Пятой симфонии. Что происходит в ее финале? Победа роковых сил или человека над судьбой? Эти извечные вопросы и совершенно удивительная, завораживающая красота музыки притягивают слушателей и исполнителей к этой симфонии Чайковского и по сей день.
Вечером 8 апреля и мы снова приглашаем ценителей высокой музыки к размышлению вместе с Маэстро Артемом Маркиным над темами рока и судьбы человека, которые звучат и в симфонии No 40 Моцарта, и в симфонии No 5 Чайковского.

Начало концерта – 18:30.

Цена билета - 400 рублей, льготные - (дети, пенсионеры) - 300.

Билеты можно приобрести в кассе Центра классической музыки по адресу: ул. Большая Московская, 28 (тел. 32-27-71, 32-63-65).

"Центр классической музыки" 2009 
Top.Mail.Ru © Разработка и продвижение сайта
«Студия Glory» 2009-2024