8 (4922) 32-63-65
   

Анонсы событий

«Девятая симфония — слияние рек. В ней встретилось и смешалось множество потоков из самых отдаленных и разнообразных стран — мечты и желания людей всех возрастов», - так описал Ромен Роллан грандиозное полотно, созданное глухим композитором.



Вряд ли существует более требовательное к исполнителям произведение периода венской классики, более глубокое по своему замыслу и сложное по структуре, чем Девятая симфония Бетховена. Монументальная, яркая, эпическая и новаторская симфония расширяет философские возможности музыки и открывает новые пути для симфонистов XIX века. Введение же слова в хоровом финале симфонии облегчает восприятие сложнейшего замысла композитора для самых широких кругов слушателей.
«В последней симфонии Бетховена музыка выходит за собственные границы и превращается во всеобщее искусство, – писал об этом произведении знаменитый Рихард Вагнер. – Эта симфония – человеческое евангелие искусства будущего».

По сей день, в том самом «искусстве будущего», Девятая симфония остается особой высотой, редчайшим музыкальным откровением.

Работа над Девятой симфонией заняла у Бетховена два года, хотя замысел созревал в течение всей творческой жизни. Еще до переезда в Вену, в начале 1790-х годов, он мечтал положить на музыку, строфа за строфой, всю оду «К радости» Шиллера; при появлении в 1785 году она вызвала небывалый энтузиазм у молодежи пылким призывом к братству, единению человечества. Много лет складывалась и идея музыкального воплощения. Начиная с песни «Взаимная любовь» (1794) постепенно рождалась эта простая и величавая мелодия, которой было суждено в звучании монументального хора увенчать творчество Бетховена.

Набросок первой части симфонии сохранился в записной книжке 1809 года, эскиз скерцо — за восемь лет до создания симфонии. Небывалое решение — ввести в финал слово — было принято композитором после длительных колебаний и сомнений. Еще в июле 1823 года он предполагал завершить Девятую обычной инструментальной частью и, как вспоминали друзья, даже какое-то время после премьеры не оставил этого намерения.



Непосредственным поводом для создания Девятой симфонии, с ее безднами и звездами, послужил заказ Лондонского филармонического общества. С 1815 г. одним из его директоров был друг и ученик Бетховена, композитор и пианист Фердинанд Рис.
«Предложение о сочинении новой симфонии для Филармонического общества я принимаю с удовольствием, — писал Бетховен Рису 20 декабря 1822 года. — Если бы гонорар, получаемый от англичан, даже и не шел ни в какое сравнение с гонораром, платимым другими нациями, я все равно предпочел бы писать для лучших артистов Европы и писал бы даже бесплатно, не будь я по-прежнему бедным Бетховеном… Ибо — благодарение Богу — Бетховен еще может сочинять. Кроме этого, правда, он ничего не может на этом свете…»
Жизнь первого композитора Вены складывалась трудно. В 1818 году он признавался: «Я дошел чуть ли не до полной нищеты и при этом должен делать вид, что не испытываю ни в чем недостатка». Бетховен вечно в долгах. Нередко он вынужден целыми днями оставаться дома, так как у него нет целой обуви. Издания произведений приносят ничтожный доход. Глубокое огорчение доставляет ему племянник Карл. После смерти брата композитор стал его опекуном и долго боролся с его недостойной матерью, стремясь вырвать мальчика из-под влияния этой «царицы ночи» (Бетховен сравнивал невестку с коварной героиней последней оперы Моцарта). Дядя мечтал, что Карл станет ему любящим сыном и будет тем близким человеком, который закроет ему глаза на смертном одре. Однако племянник вырос лживым, лицемерным бездельником, мотом, просаживавшим деньги в игорных притонах. Запутавшись в карточных долгах, он пытался застрелиться, но выжил. Бетховен же был так потрясен, что, по словам одного из друзей, сразу превратился в разбитого, бессильного 70-летнего старика. Но, как писал Роллан, «страдалец, нищий, немощный, одинокий, живое воплощение горя, он, которому мир отказал в радостях, сам творит Радость, дабы подарить ее миру. Он кует ее из своего страдания, как сказал сам этими гордыми словами, которые передают суть его жизни и являются девизом каждой героической души: через страдание — радость».

Премьера Девятой симфонии состоялась 7 мая 1824 года в престижном венском Кернтнерторском театре. Не смотря на полную глухоту, дирижировал симфонией сам автор. «Бетховен жестикулировал яростно, - вспоминал концертмейстер первых скрипок Йозеф Бем. – Иногда он поднимался на цыпочки, иногда пригибался чуть ли не до самого пола, как будто он хотел сам сыграть на инструментах, выхватив их из рук музыкантов, или обнять весь хор разом, и спеть вместо него. …Маэстро заразил нас всех, мы были сами словно охвачены огнем, экзальтацией... Такой эйфории, как после этого концерта, я не испытывал больше никогда в жизни. Истинный же гений был, как и всегда, скромен, даже как-то по-детски застенчив, когда публика встретила его овациями».



Девятая симфония сразу же произвела потрясающее впечатление. Бетховена приветствовали овациями более продолжительными, чем по правилам придворного этикета встречали императорскую семью, и только вмешательство полиции прекратило рукоплескания. Слушатели бросали в воздух шляпы и платки, чтобы не слышавший аплодисментов композитор мог видеть восторг публики; многие плакали. От пережитого волнения Бетховен лишился чувств.



С того дня Девятая симфония во многих интерпретациях знаменитых дирижеров всего мира не раз вызывала слезы восторга на глазах пораженных слушателей. «Музыка должна высекать огонь из души человеческой», - писал Бетховен. Так и есть: этот огонь в возвышении до замысла композитора, до вершин, которыми восхищались и восхищаются все, унесенные радостью, оду которой воспел Бетховен.

Девятая симфония во Владимире прозвучит впервые. В исполнении примут участие Владимирский Губернаторский симфонический оркестр, Владимирский камерный хор и Капелла мальчиков Центра классической музыки. Сольные партии в симфонии исполнят известные вокалисты: заслуженная артистка России, солистка Московской государственной филармонии Галина Бойко (сопрано), заслуженная артистка России, солистка Государственной Академической симфонической капеллы под руководством В.Полянского Людмила Кузнецова (меццо-сопрано), лауреат международных конкурсов, солист Большого театра Алексей Сальников (тенор), народный артист России, солист Большого театра Петр Глубокий (бас).

Начало – 18:30.
Цена билета – 500 руб. (предусмотрены льготы)
Билеты можно приобрести в кассе Центра классической музыки по адресу: ул. Георгиевская, д.2д.
Телефоны для справок: 8(4922)32-54-95, 8(4922)32-63-65.

"Центр классической музыки" 2009 
Top.Mail.Ru © Разработка и продвижение сайта
«Студия Glory» 2009-2024