Анонсы событий

Шедевры мировой симфонической классики

5 декабря 2019 г.

18-30

5 декабря на сцене Центра классической музыки совместно с Владимирским Губернаторским симфоническим оркестром выступит Заслуженный артист России Борис Андрианов.

В программе концерта прозвучат:

Концерт для виолончели с оркестром Моисея Вайнберга:

В Виолончельном концерте Вайнберга больше рефлексии, нежели в его же Фантазии для виолончели с оркестром, однако эта рефлексия не мучительна и не горька, а, скорее, возвышенно печальна. Тихий, нежный, невероятно красивый конец у этого произведения. Длинная мелодия завершается в верхнем регистре виолончели - ностальгический взгляд большого романтика.

Тема вступительного Adagio этого красивейшего Виолончельного концерта в отдельных фрагментах заметно напоминает третью часть Первого скрипичного концерта Шостаковича. Она же проявляется и в самом конце: Концерт фактически заканчивается в том же задумчивом настроении, которым и начинается. У Вайнберга, однако, нет такого надрыва и жуткой неопределенности ожидания, как у Шостаковича, его Концерт носит гораздо более светлый характер. Он полон красивых и оригинальных мелодий, порой с еврейским, а порой - даже испанским окрасом. При этом все очень умело и со вкусом оркестровано, поэтому слушается с большим интересом и удовольствием.


Симфония №8 Антона Брукнера:


В 1887 г., когда в Дрездене, Лондоне, Будапеште и Берлине с триумфом исполнялась Седьмая симфония Брукнера, композитор работал над Восьмой – точнее, работа над нею началась еще раньше: появление первых эскизов будущего сочинения относится к августу 1885 г. Это наиболее масштабное и грандиозное произведение композитора, звучащее более часа.

В противоположность светлой Седьмой симфонии, Восьмая до-минорная исполнена трагического пафоса, а ее образное содержание развивается по принципу «от мрака к свету». Современники усматривали в ней программное содержание. Например, Йозеф Шальк связывал ее с античным мифом о Прометее – в первой части обрисован образ героя, во второй части герой предается веселью, в третьей он предстает как носитель божественного начала, а в финале борьба Прометея за человечество приходит к счастливому завершению.

Другие музыканты связывали Восьмую симфонию с образом Фауста. Сам композитор упоминал об ином программном содержании: в начале первой части – «возвещение смерти», а в конце ее – смирение и покорность.
Грандиозному масштабу симфонии соответствует оркестровый состав – усиленная дополнительными валторнами и вагнеровскими тубами медная группа, тройной состав деревянных духовых. Единственный раз Брукнер использовал арфу, причем ввел в оркестр три арфы. Необычной оказалась структура цикла – впервые композитор сделал скерцо второй частью симфонии.

Хотя Симфония до минор в целом очень протяженна, первая часть ее – Allegro moderato – одна из самых кратких в симфоническом творчестве Брукнера (менее пятисот тактов). В ее атмосферу вводит гармонически неустойчивое, таинственное вступление. Его растущая напряженность разрешается мощным звучанием главной партии – торжественной, патетической, волевой, но повелительные интонации сочетаются с жалобными, стонущими. Побочная партия – широкая «бесконечная» мелодия – появляется у скрипок и подхватывается духовыми. По мере развития она становится все более взволнованной, приобретает патетическую декламационность, но затем «истаивает».

Наибольшей устойчивостью утвердительных интонаций отмечена заключительная партия. Разработка отличается необычной для Брукнера краткостью, но развитие продолжается в репризе, которая становится наиболее напряженным разделом первой части, именно на нее приходится трагическая кульминация. В коде интонации главной партии постепенно замирают на фоне ударов литавр.
Трагический пафос первой части отступает во второй – Scherzo. Allegro moderato – Trio. Langsam. Скерцо исполнено грубоватого простонародного веселья, «немецкий Михель» – так определил композитор сущность основной темы в ритме лендлера, которую с грузными «притопываниями» проводят низкие струнные. Этот образ оттеняется почти ирреальным «шелестом» скрипок в высоком регистре. Идиллически-пасторальная картина возникает в неторопливых мелодиях трио («Михель удобно расположился на вершине горы и грезит», – говорил Брукнер).

Третья часть – Adagio. Feierlich langsam, doch nicht schleppend – наиболее протяженная из всех медленных частей брукнеровских симфоний. Мелодия развивается свободно, как человеческая речь, так же чутко передавая малейшие эмоциональные оттенки. Вторая тема, появляющаяся у виолончелей, исполнена благородства и душевной красоты. В последующем развитии образные сферы тем сближаются.

Финал – Finale. Feierlich, nicht schnell – поражает гигантскими размерами, его протяженность превышает семь сотен тактов. Главная партия с ее ритмом скачки, маршевыми интонациями медных духовых звучит как музыкальная картина сражения. Ей контрастирует побочная партия хорального склада. С нею сопоставляется суровая заключительная, в которой ощущается поступь шествия. Непосредственным толчком, породившим образы финала, была встреча германского, австрийского и русского императоров в 1884 г. близ Ольмюца, это событие сопровождалось военным парадом. Завершается четвертая часть ликующим, гимническим звучанием.
Симфония № 8 до минор была завершена в 1887 г., и первым, кому Брукнер показал партитуру, был Герман Леви. Дирижер был шокирован грандиозным масштабом симфонии, заявил, что исполнить ее невозможно, и предложил сократить ее и внести некоторые другие изменения. Такое суждение Леви настолько потрясло Брукнера, что композитор впал в уныние, утратил веру в свое призвание. Но со временем творческий кризис был преодолен, Брукнер переработал симфонию.
Во второй редакции кода первой части завершалась в нюансе pp – для Брукнера это было необычно.

Ждать премьеры пришлось не один год. Только в 1892 г. ее исполнил оркестр Венской филармонии, дирижировал Ганс Рихтер. В тот вечер Восьмая симфония была единственным номером программы – этого требовала ее огромная продолжительность звучания.
Успех был грандиозным – публика разражалась бурными овациями после каждой из четырех частей, а поклонники композитора провозгласили ее «венцом музыки нашего времени».

Начало концерта – 18:30

Цена билета - 400 рублей, льготные - (дети, студенты, пенсионеры) - 300.

Билеты можно приобрести в кассе Центра классической музыки по адресу: ул. Большая Московская, 28 (тел. 32-27-71, 32-63-65)