Откроет концертную программу Симфония №4 Сергея Танеева, которая является одной из вершин русской инструментальной музыки.
Симфония до минор создавалась в период полного расцвета таланта композитора. Обычные для него эскизы, этюды и наброски были сделаны в течение 1896 года, так как в своем дневнике в начале 1897 года он отметил, что начал работу над симфонией, но имелся в виду уже замысел всего цикла. Как всегда, трудился Танеев над новым сочинением долго и кропотливо. Были написаны и отброшены многие варианты. К сожалению, обычно записывающий все свои занятия в дневник, который он вел на протяжении многих лет, композитор на этот раз отступил от своего правила, и не вел записей именно те два года, в которые протекала работа над симфонией. Поэтому ни подробности творческого процесса, ни факты жизни Танеева в этот период неизвестны. Симфония была окончена 11 января 1898 года и посвящена Глазунову, под управлением которого прошла премьера.
Симфонию до минор отличает удивительное, потрясающее мастерство. Музыка четырехчастного цикла поражает технической «сделанностью», размахом симфонического развития, тщательной продуманностью, стройностью и завершенностью формы, единством тематизма, выдержанным на всем протяжении величественного симфонического полотна. Особенно занимала Танеева в те месяцы возможность единства тематизма во всех частях симфонии. Еще до начала работы он записал в дневнике: «Отсутствие резкого деления на части и введение проходящих через все сочинение тем. Дальнейший шаг: сохраненный тематизм во всех частях, но вернуться к разграниченным ясно формам». Это и было воплощено в произведении, над которым он вскоре начал работать, причем воплощено с редким совершенством.
Эта симфония была создана вскоре после знаменитой Шестой симфонии Чайковского, в ней заключены истоки многих черт "философского симфонизма", так ярко воплощённых впоследствии в творчестве Шостаковича. Лирический герой симфонии стремится преодолеть трагизм и хаос бытия. В этом смысле это произведение можно поставить в один ряд с Пятой симфонией Бетховена и Четвёртой Брамса.
Во втором отделении прозвучит Симфония-концерт для виолончели с оркестром – последнее крупное произведение Сергея Прокофьева, созданное при ближайшем участии Мстислава Ростроповича. Впервые оно было исполнено в 1952 году, за год до смерти композитора. За дирижерским пультом филармонического оркестра в первый и последний раз в своей жизни стоял Святослав Рихтер.
Вот что об этом пишет журналист и музыкальный критик Тамара Грум-Гржимайло в своей книге "Слава и Галина: Симфония жизни": "...Это было что-то вроде эмоционального шока... Ростропович, длинный и худой как щепка, вышел на сцену стремительно, выставив вперед виолончель как победительную хоругвь, а за ним — элегантный Рихтер, гордо несущий свою лобастую голову... Мне показалось удивительно ярким само сценическое действо: как Ростропович садится на стул, с каким загадочным выражением лица, с какой страстью обнимает свою виолончель, с какой экспрессией и преданностью, влюбленностью в каждый звук начинает играть... И приходило ощущение прорыва куда-то за горизонты музыки будущего, ощущение тревожно и радостно бьющегося пульса иной жизни, хотя новая музыка Прокофьева порой казалась неслыханно дерзкой, сложной, диссонансной, ломающей все каноны виолончельного искусства прежних лет, дающей виолончели голос огромной "концертной" силы и музыкального ораторства... С какой-то сверхъестественной силой Слава Ростропович сблизил и сроднил творческую мысль Прокофьева с этим "сумасшедшим инструментом", подвигнул новаторскую фантазию композитора на целую реформу, превратившую Концерт в Симфонию-концерт, а виолончель — в инструмент-гигант, с новой обширной ярко концертной палитрой красок. Симфонию-концерт в ее окончательном виде ждал посмертный успех, когда Ростропович играл ее в Копенгагене, Нью-Йорке, Лондоне, Москве в 1950-1960-е годы. Долгое время он оставался ее единственным исполнителем. И только постепенно Симфония-концерт вошла в репертуар некоторых его учеников и зазвучала в залах Конкурса имени П.И. Чайковского, где виолончельное жюри возглавил его организатор Мстислав Ростропович".
Сегодня это произведение прозвучит в исполнении владимирских оркестрантов и выдающегося виолончелиста Александра Князева.
Виолончелист Александр Князев в числе давних друзей и партнеров Центра классической музыки и Владимирского Губернаторского симфонического оркестра. И эта дружба владимирским музыкантам особенно дорога. Александр Князев - музыкант необычной судьбы и глубины, что, безусловно, слышится в тех произведениях, которых касается его исполнительский дар. И, кстати, гости концертов ЦКМ могли в этом неоднократно убедиться.
Заниматься музыкой будущий виолончелист начал с шести лет. С 1979 по 1986 годы учился в МГК им. П. И. Чайковского. А в 1991 году стажировался в Нижегородской консерватории по специальности "орган". Князев - лауреат многих исполнительских конкурсов, среди которых - Всероссийский конкурс в Вильнюсе (1977, 1 премия), Международный конкурс им. Г. Кассадо во Флоренции (1979, 1 премия), Международный конкурс камерной музыки в Трапани, Италия (1987, 1 премия - в дуэте с Екатериной Воскресенской), Международный конкурс им. П. И. Чайковского в Москве (1990, 2 премия), Международный конкурс в Претории (UNISA), Южная Африка (1992, 1 премия).
С 1978 года Александр Князев ведет активную концертную деятельность в России, Великобритании, Франции, Германии, Италии, Испании, США, Японии, Корее. Его партнерами в разное время были М. Воскресенский, С. Мильштейн, В. Спиваков, В. Третьяков, Л. Амбарцумян, И. Монигетти, Ю. Башмет, Г. Гюйю (Франция), А. Николе (Швейцария) и другие. Виолончелист в разное время выступал с такими выдающимися дирижерами, как М. Ростропович, Ю. Темирканов, Е. Светланов, Д. Китаенко, М. Шостакович, Р. Хофман. Вот уже в течение почти двадцати лет Александр Князев преподает в МГК им. П. И. Чайковского.
Начало концерта - 18:30.
Цена билета - 400 - 700 рублей.
Билеты можно приобрести в кассе Центра классической музыки по адресу: ул. Большая Московская, 28 (тел. 32-27-71, 32-63-65).