8 (4922) 32-63-65
   

Анонсы событий

История «Рапсодии на темы Паганини», состоящей из двадцати четырёх вариаций на тему знаменитого двадцать четвёртого каприса Николо Паганини, уникальна. В ней проявилось и особое жанровое своеобразие, и яркая «театральность» музыки Рахманинова.

Понять замысел Рахманинова помогает письмо композитора к балетмейстеру М. Фокину, задумавшему поставить балет с музыкой «Рапсодии». Излагая программные соображения, Рахманинов связывает свое произведение с легендой о Паганини, продавшем душу дьяволу за обладание тайной скрипичного искусства. В программе-комментарии к «Рапсодии» Рахманинов затронул вопросы о значении этического начала в искусстве и о трагичной участи художника, утратившего те или иные этические основы своего творчества.


Сергей Рахманинов

В балетном либретто, созданном для спектакля Фокина "Паганини" Рахманинов так отражает содержание своей музыки: первая часть - сговор Паганини с нечистой силой; вторая часть - "появление женщины" и "духовный мир Паганини", "Паганини наедине с собой - его скрипка поёт о Прекрасном"; третья часть - мастерство Паганини-исполнителя, приобретённое у сил ада, и окончательная победа этих сил над Паганини. Музыкальным выражением «демонической» темы стал мотив «Dies irae» - католического песнопения «День гнева», занимающего существенное место в «Рапсодии». Он выступает как грозный символический образ, фаталистический смысл которого вполне выясняется в коде, где эта тема безраздельно господствует.


Сцена из балета М.Фокина "Паганини" на музыку С.Рахманинова


Сцена из балета М.Фокина "Паганини" на музыку С.Рахманинова

Рапсодия на тему Паганини, по мнению некоторых музыковедов, - во многом жанровое "открытие" Рахманинова. Любопытны детали жанрового взаимоотношения творчества Рахманинова с творчеством Гершвина: в 1927 году состоялась премьера "Рапсодии в стиле блюз" Гершвина - первого случая трактовки жанра как развёрнутого фортепианно-оркестрового цикла, объединяющего джазовые и академические интонационные сферы. Рахманинов присутствовал на этой премьере; известно его одобрение Рапсодии Гершвина и заинтересованность поисками Гершвина в области синтеза джаза с академической музыкальной культурой. Нельзя не отметить, что фортепианный стиль и методы взаимодействия солиста с оркестром Рапсодии Гершвина во многом определены влиянием фортепианного стиля концертов Рахманинова.

Сергей Рахманинов работал над этим сочинением на вилле Сенар (близ Веггиса в Швейцарии) полтора месяца – с 3 июля по 18 августа 1934 года. Премьера состоялась в Lyric Opera House в Балтиморе 7 ноября 1934 г., партию фортепиано исполнил автор в сопровождении Филадельфийского оркестра под управлением Леопольда Стоковского. С того времени «Рапсодия на тему Паганин» стала одним из самых популярных и исполняемых фортепианных произведений, звучавшем в версиях «королей» фортепиано Артура Рубинштейна, Владимира Ашкенази, Ван Клиберна. Благодаря необычайному богатству оттенков фортепьянного и оркестрового колорита, разнообразию пианистических приемов, напряженной эмоциональности – эта история борьбы Добра и Зла, преломленная в великом искусстве, по сей день продолжает зачаровывать слушателей во всем мире.

Начало – 18:30
Цена билета – 400 руб.

Билеты можно приобрести в кассе Центра классической музыки по адресу: ул. Большая Московская, 28 (тел. 32-27-71, 32-63-65).

"Центр классической музыки" 2009 
Top.Mail.Ru © Разработка и продвижение сайта
«Студия Glory» 2009-2024